Переборка головки блока цилиндров
Если необходим ремонт головки блока цилиндров двигателя, установленного на автомобиле, снимите головку (смотрите "Прокладка головки блока"). В большинстве случаев ремонт головки блока цилиндров заключается в притирке или замене клапанов, шлифовке или замене седел клапанов. При таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения и коробление привалочной поверхности к блоку цилиндров, головку блока заменяют. |
Вам потребуются: ключи "на 10", "на 12", "на 13", свечной ключ, намагниченная отвертка (или пинцет), приспособления для сжатия клапанных пружин и снятия маслосъемных колпачков. |
1. Снимите ресивер (смотрите "Прокладка впускного коллектора "). |
|
|
2. Снимите датчик температуры охлаждающей жидкости (смотрите "Датчики системы управления двигателем"). |
|
|
3. Выверните все свечи зажигания (смотрите "Замена и обслуживание свечей зажигания") и извлеките гидрокомпенсаторы из головки блока цилиндров (смотрите "Гидрокомпенсаторы"). |
|
|
4. Специальным приспособлением для снятия и установки пружин клапанов сожмите пружину клапана и снимите сухари, крепящие держатель пружины клапана. Снимите приспособление, сжимающее пружину. |
|
|
рисунок 5.8. Головка блока цилиндров: 1 – гидрокомпенсатор; 2 – сухарь; 3 – тарелка пружины клапана; 4 – пружина клапана; 5 – маслосъемный колпачок; 6 – опорная шайба пружины клапана; 7 – выпускной клапан; 8 – впускной клапан |
|
5. Снимите тарелку 3 пружины клапана ( рисунок 5.8 ), пружину 4 клапана и опорную шайбу 6 пружины клапана, затем извлеките клапан. |
|
|
6. Аналогично снимите остальные клапаны с головки блока цилиндров. |
|
|
7. Специальным инструментом снимите маслосъемные колпачки клапанов. |
|
|
8. Тщательно очистите тарелку клапана металлической щеткой. |
|
|
рисунок 5.9. Места проверки клапана: А – торец штока; В – точка контакта штока с нижней кромкой направляющей клапана; С – толщина тарелки клапана
9. Проверьте все клапаны на наличие износа, повреждений и деформации в точке контакта штока с нижней кромкой направляющей клапана ( рисунок 5.9 ). Если на торце А штока клапана имеются следы износа, замените клапан. |
|
|
10. Замените клапан, если толщина С тарелки клапана меньше предельно допустимого значения. |
|
|
ЗАМЕТКА Номинальное значение толщины тарелки: – впускного клапана – 1,0 мм; – выпускного клапана – 1,0 мм. |
|
|
|
11. Проверьте длину и упругость пружин клапанов. Если их значения превышают предельно допустимые, замените пружину. |
|
|
ЗАМЕТКА Номинальное значение длины пружины клапана в ненагруженном состоянии – 39,0 мм, предельно допустимое – 38,8 мм. |
|
|
12. Угольником проверьте отклонение каждой пружины от прямоугольной формы. Если отклонение превышает предельно допустимое значение, замените пружину. |
|
|
ЗАМЕТКА Отклонение от прямоугольной формы должно быть не более 1,5°. |
|
|
13. Удалите смолистые отложения с верхней поверхности головки и из впускных каналов. Эти отложения можно размягчить и смыть керосином или дизельным топливом.14. Очистите от нагара камеры сгорания и выпускные каналы. Удаляйте нагар круглой металлической щеткой, установленной в патрон электродрели. |
|
|
Рекомендации Предварительно размочите нагар керосином. Соблюдайте осторожность: избегайте вдыхать пыль, образующуюся при чистке камер сгорания. Для предотвращения образования пыли периодически смачивайте нагар керосином. |
|
|
15. Проверьте седло клапана на наличие перегрева и полного контакта с рабочей фаской клапана. При необходимости отремонтируйте или замените седло. |
|
|
ЗАМЕТКА Заменять или ремонтировать седла клапанов следует в автосервисе, оснащенном специальным оборудованием. |
|
|
16. Очистите внутренние поверхности направляющих втулок клапанов тонкой цилиндрической кисточкой из медной проволоки, зажатой в патрон электродрели. |
|
|
17. Удалите с поверхности прилегания головки к блоку цилиндров пригоревшие остатки уплотнительной прокладки. |
|
|
18. Определите износ направляющих втулок клапанов, измерив внутренний диаметр отверстия втулки и диаметр стержня клапана; разность этих значений определяет зазор. Если зазор превышает допустимое значение, замените направляющую втулку клапана на ремонтную (большего размера). |
|
|
ЗАМЕТКА Номинальный зазор между штоком и направляющей втулкой: – впускного клапана – 0,020–0,050 мм; – выпускного клапана – 0,050–0,085 мм. |
|
|
ЗАМЕТКА Заменять направляющие втулки клапанов следует в автосервисе, оснащенном специальным оборудованием. |
|
|
19. После очистки осмотрите головку блока, чтобы не допустить ее эксплуатации с повреждениями резьбовых отверстий, трещинами (особенно между седлами клапанов и в выпускных каналах), коррозией, включениями инородных материалов, раковинами и свищами. |
|
|
Запрещается заваривать трещины, раковины и свищи. Дефектную головку замените. |
|
|
20. Проверьте с помощью металлической линейки, установленной на ребро, и щупа плоскостность поверхности прилегания головки к блоку в продольном и поперечном направлениях, а также по диагоналям. Если зазор между ребром линейки и поверхностью головки превышает 0,1 мм, замените головку. |
|
|
21. Очистите от остатков прокладок и нагара поверхности фланцев головки для установки впускной трубы и катколлектора. |
|
|
22. Проверьте наличие деформаций фланцев для впускной трубы и катколлектора, деформированную головку замените. |
|
|
23. Отремонтируйте поврежденные резьбовые отверстия прогонкой резьбы метчиками или установкой ремонтной втулки (ввертыша). |
|
|
|
|
24. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и др.) можно вывести притиркой клапанов (смотрите "Притирка клапанов"). |
|
25. Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифованием. Седла необходимо шлифовать в специализированной мастерской, так как для этого требуются специальные инструменты и оборудование. Если значительные дефекты седел устранить шлифовкой не удается, замените седла. |
|
|
26. Удалите нагар с клапанов и осмотрите их. Деформация стержня клапана и трещины на его тарелке не допускаются. При наличии повреждений замените клапан. Проверьте, не слишком ли изношена и повреждена рабочая фаска. Допускается шлифование рабочей фаски клапанов (в ремонтных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием). После шлифования толщина цилиндрической части тарелки должна быть не менее 0,97–1,57 мм для впускных и выпускных клапанов. Незначительные риски и царапины на фаске можно вывести притиркой клапана к седлу (смотрите "Притирка клапанов"). |
|
|
Для того чтобы на стержнях клапанов не образовались риски, не очищайте их проволочными щетками и металлическими скребками. |
|
|
27. Проверьте концентричность расположения тарелки клапана и седла: нанесите на фаску головки клапана тонкий слой краски (например, берлинской лазури), вставьте его в направляющую втулку и, слегка прижав к седлу, проверните. По следам краски на фаске седла можно судить о концентричности расположения клапана и седла. |
|
|
28. Проверьте состояние проточек стержня клапана под сухари. При обнаружении следов выкрашивания кромок проточек и износа цилиндрической части замените клапан. |
|
|
29. Замените маслосъемные колпачки независимо от их состояния. |
|
|
30. Проверьте состояние тарелок пружин. Замените тарелки со значительным износом опорных канавок под пружины. |
|
|
31. Установите все снятые детали и узлы головки блока цилиндров в последовательности, обратной снятию. |
|
|
32. Всегда заменяйте новыми прокладки головки блока цилиндров, впускной трубы (ресивера) и выпускного коллектора, так как снятые с двигателя даже внешне не поврежденные прокладки могут оказаться сильно обжатыми и не обеспечат герметичности уплотнения. |
|
|