Система питания двигателя
В состав системы питания входят элементы следующих систем: |
– система подачи топлива, включающая в себя топливный бак, модуль электрического топливного насоса, топливный фильтр, трубопроводы, шланги, топливную рампу с форсунками; |
– система воздухоподачи, в которую входят воздушный фильтр, воздухоподводящий рукав, дроссельный узел; |
– система улавливания паров топлива, состоящая из адсорбера, клапана продувки адсорбера и соединительных трубопроводов. |
Функциональное назначение системы подачи топлива – обеспечение подачи необходимого количества топлива в каждый цилиндр двигателя на всех рабочих режимах. В этой системе функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены: форсунки осуществляют дозированный впрыск топлива во впускную трубу (ресивер), а необходимое в каждый момент работы двигателя количество воздуха подается системой, состоящей из дроссельного узла и регулятора холостого хода. Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптимальный состав подачи горючей смеси в двигатель, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов. Управляет системой впрыска топлива и системой зажигания электронный блок управления двигателем, непрерывно контролирующий с помощью соответствующих датчиков нагрузку двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах двигателя. |
Особенностью системы впрыска автомобиля KIA Spectra является синхронность срабатывания форсунок в соответствии с фазами газораспределения (блок управления двигателем получает информацию от датчика фазы). Контроллер включает форсунки последовательно, а не попарно, как в системах асинхронного впрыска. Каждая форсунка включается через 720° поворота коленчатого вала. Однако в режимах пуска и динамических режимах работы двигателя используется асинхронный метод подачи топлива без синхронизации с вращением коленчатого вала. |
Основным датчиком для системы впрыска топлива является датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд). Он установлен в промежуточной трубе системы выпуска отработавших газов двигателя и совместно с блоком управления двигателем и форсунками образует контур управления составом топливовоздушной смеси, подаваемой в двигатель. По сигналам датчика блок управления двигателем определяет количество несгоревшего кислорода в отработавших газах и соответственно оценивает оптимальность состава топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя в каждый момент времени. Зафиксировав отклонение состава от оптимального 1:14 (топливо : воздух), обеспечивающего наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора отработавших газов, блок управления с помощью форсунок изменяет состав смеси. |
Топливный бак установлен под полом кузова в его задней части и прикреплен к панели пола двумя кронштейнами. |
Наливная труба соединена с баком бензостойким шлангом, закрепленным на патрубках хомутами. В пробке наливной трубы расположен воздушный впускной клапан. Для того чтобы пары топлива не попадали в атмосферу, бак соединен трубопроводом с адсорбером. Для предотвращения нагрева от системы выпуска отработавших газов двигателя на бак установлен термоэкран. В отверстии в верхней части бака установлен топливный модуль 1. К боковой части топливного бака крепится двухходовой клапан 2 системы улавливания паров топлива. |
|
Топливопроводы системы питания комбинированные в виде соединенных между собой стальных трубопроводов и резиновых шлангов. |
|
Топливный модуль погружного типа, с электроприводом, роторного типа. Насос обеспечивает подачу топлива и установлен в топливном баке, что снижает возможность образования паровых пробок, так как топливо подается под давлением, а не под действием разрежения. Он обеспечивает подачу топлива из бака через топливную магистраль в топливную рампу под давлением около 300 кПа (примерно 265 кПа в режиме холостого хода). |
Топливный модуль включает в себя... |
...электрический топливный насос 1, фильтр топливоприемника 2... |
...регулятор давления топлива, поддерживающий постоянное давление топлива в центральном канале топливной рампы на всех режимах работы двигателя и не допускающий превышения давления в топливной рампе свыше 300 кПа... |
...и датчик указателя уровня топлива. |
Топливный фильтр тонкой очистки – полнопоточный. Фильтр неразборный, имеет стальной корпус с бумажным фильтрующим элементом. |
Топливная рампа представляет собой литую пустотелую деталь с отверстиями для установки форсунок и подводящего штуцера для присоединения топливопровода высокого давления. Форсунки уплотнены в гнездах резиновыми кольцами и закреплены пружинными фиксаторами. Форсунки в сборе с рампой вставлены в отверстия ресивера и закреплены двумя болтами. |
Форсунки своими распылителями входят в отверстия впускной трубы (ресивера). В них форсунки уплотнены резиновыми кольцами. Форсунка предназначена для дозированного впрыска топлива в цилиндр двигателя и представляет собой высокоточный электромеханический клапан (рисунок 5.12). Топливо под давлением поступает из рампы через фильтр 7 по каналам внутри корпуса форсунки к запорному клапану. Пружина 4 поджимает иглу 12 к конусному отверстию пластины 2 распылителя, удерживая клапан в закрытом положении. Напряжение, подаваемое от блока управления двигателем через штекерный вывод 6 на обмотку 5 электромагнита, создает в ней магнитное поле, втягивающее сердечник 9 вместе с иглой 12 внутрь электромагнита. Конусное кольцевое отверстие в пластине 2 открывается, и топливо впрыскивается через диффузор корпуса 3 распылителя во впускной канал головки блока цилиндров и далее в цилиндр двигателя. После прекращения поступления электрического импульса пружина 4 возвращает сердечник 9 и иглу 12 в исходное состояние – клапан запирается. Количество топлива, впрыскиваемое форсункой, зависит от длительности электрического импульса. |
|
Воздушный фильтр установлен в передней левой части моторного отсека на трех опорах. |
Фильтрующий элемент воздушного фильтра – бумажный, плоский, с большой площадью фильтрующей поверхности. Фильтр соединен резиновым гофрированным воздухоподводящим рукавом с дроссельным узлом. Во входное отверстие фильтра вставлен резиновый гофрированный воздухоподводящий рукав воздуховода, который закреплен на верхней поперечине рамки радиатора. |
Глушитель шума впуска соединен с воздуховодом через воздухоподводящий рукав. |
Дроссельный узел, представляющий собой регулирующее устройство, служит для изменения количества основного воздуха, подаваемого во впускную систему двигателя. Он установлен на входном фланце ресивера в его передней части. На патрубок дроссельного узла надет формованный резиновый патрубок, закрепленный червячным хомутом и соединяющий дроссельный узел с воздушным фильтром. |
В воздушном фильтре нет устройства сезонной регулировки, поэтому дроссельный узел оборудован системой подогрева, предотвращающей обледенение дроссельной заслонки в холодное время года и соединенной с системой охлаждения двигателя шлангами. Кроме того, в канале дроссельного узла выполнено отверстие для подвода дополнительного воздуха к регулятору холостого хода. |
В процессе эксплуатации дроссельный узел не требует обслуживания и регулировки. |
Регулятор холостого хода поддерживает заданную частоту вращения холостого хода двигателя при полностью закрытой дроссельной заслонке во время его пуска, прогрева и при изменении нагрузки при включении вспомогательного оборудования. Регулятор изменяет количество дополнительного воздуха, подаваемого во впускную систему помимо дроссельной заслонки, и представляет собой электромеханический клапан, прикрепленный двумя болтами к фланцу корпуса дроссельного узла. |
Блок управления двигателем, обработав сигналы от датчиков, определяет необходимость открытия клапана регулятора и передает импульсы на штекерный вывод обмотки статора регулятора. Во впускную трубу через каналы в дроссельном узле поступает дополнительный воздух. Определяя разрежение во впускной трубе двигателя, блок управления стремится поддерживать его на заданном уровне, периодически открывая и закрывая клапан регулятора холостого хода. Это дает возможность обеспечить подачу постоянного количества дополнительного воздуха для поддержания постоянной частоты вращения холостого хода. Изменяя величину открытия и закрытия клапана регулятора, блок управления компенсирует значительное увеличение или уменьшение количества подаваемого воздуха, вызванное его подсосом через негерметичную впускную систему или, напротив, засорением воздушного фильтра. |
Включение дополнительных агрегатов вызывает увеличение нагрузки двигателя, сопровождающееся снижением частоты вращения холостого хода и изменением разрежения во впускной трубе, что также компенсируется блоком управления с помощью регулятора. |
Система улавливания паров топлива предотвращает выход из системы питания в атмосферу паров топлива, неблагоприятно влияющих на экологию окружающей среды. |
В системе улавливания паров топлива установлен угольный адсорбер для фильтрации паров топлива. Он установлен в моторном отсеке и соединен трубопроводами с топливным баком и электромагнитным клапаном продувки адсорбера. |
В моторном отсеке расположен электромагнитный клапан продувки адсорбера, который по импульсам блока управления двигателем переключает режимы работы системы. |
Пары топлива из топливного бака по трубопроводу постоянно отводятся и накапливаются в адсорбере, заполненном активированным углем (адсорбентом). При работе двигателя происходит регенерация (восстановление) адсорбента продувкой адсорбера свежим воздухом, поступающим в систему под действием разрежения, передаваемого по трубопроводу из диффузора дроссельного узла в полость адсорбера при открывании электромагнитного клапана. Величина открытия клапана, а следовательно, и интенсивность продувки адсорбера зависят от угла поворота дроссельной заслонки и определяются разрежением, которое возникает в полости впускной трубы работающего двигателя и передается по управляющему трубопроводу. |
Пары топлива из адсорбера по трубопроводу поступают во впускную трубу двигателя и сгорают в цилиндрах. |
Неисправности системы улавливания паров топлива влекут за собой нестабильность холостого хода, остановку двигателя, повышенную токсичность отработавших газов и ухудшение ходовых качеств автомобиля. |
Двухходовой клапан закреплен на топливном баке и служит для ограничения переполнения бака парами топлива. |